Пошук
Розширений пошук








Головна » ЗМІ про нас » Публікації




Цена запаса - политическая воля
версія для друку
24 лютого 2016

 

ТЕРМИНАЛ Нефтяное обозрение

№ 7 от 15 февраля 2016 года

Цена запаса – политическая воля

Цена запаса – политическая воля

Украина имеет год, чтобы подготовить нормативную и техническую базу к началу фактического создания минимальных запасов нефти и нефтепродуктов. Вызовов много, но работа идет.

Об особенностях, перспективах и трудностях создания в нашей стране минимального запаса нефти и нефтепродуктов «Терминалу» рассказал первый заместитель председателя Государственного агентства резерва Украины Олег Прокопчук.

ПрокопчукОлег Михайлович, в прошлом году «Терминал» уже общался с председателем Госрезерва на тему важности создания минимальных топливных запасов в нашей стране. Насколько Госрезерв продвинулся в этом вопросе на данный момент?

Весь прошлый год Госрезерв с коллегами из Минэнергоугля, других профильных организаций, а также с привлечением украинских специалистов и экспертов Европейского энергосообщества осуществляли анализ зарубежного опыта в аналогичных вопросах, анализ состояния украинского рынка нефтепродуктов, а также складов для создания в определенный правительством период (до 2023 года – ред.) полноценной системы долгосрочного хранения топлива под цели, предусмотренные Евродирективой 2009/119/ЕС от 2009 года.

Поскольку большинство систем, которые имеют размытую составляющую в вопросе ответственности, являются неэффективными, Минэнергоугля, которое ответственно за создание в Украине минимального запаса, согласовало проект распоряжения Кабмина касаемо передачи этих функций Госрезерву. Документ сейчас находится на согласовании в Минюсте. После согласования в министерствах проект документа будет направлен на рассмотрение правительства с дальнейшей подачей на утверждение детализированного плана по фактической реализации проекта.

Стоит подчеркнуть, что мы, не дожидаясь официального решения Кабмина, готовим рабочую версию такого плана (актуализация существующего плана от 2009 года – ред.). Учитывая то, что данный вопрос имеет несколько составляющих – юридическую, экономическую, финансовую и техническую, по всем этим пунктам уже ведутся работы.

Что касается юридической составляющей, это актуализация существующей концепции от 2009 года, в частности речь идет о расчетах. По нашим данным, согласно требованиям Евродирективы, до 2023 года Украина должна будет создать минимальный запас, эквивалентный примерно 2 млн т нефти. При этом вопрос структуры и пропорций по видам топлива остается открытым. Однако, учитывая экономическую и политическую ситуацию в стране, акцент должен быть сделан не на сырую нефть, а именно на готовые нефтепродукты.

К юридической части также относится написание законопроекта. Этот момент будет зависеть от решения Кабмина касаемо определения самой системы накопления минимального запаса.

Вы говорите, что изучали опыт соседних стран. Какие модели функционируют у них?

Например, Польша выбрала путь, согласно которому 100% топливного запаса формирует несет за него ответственность именно государство за счет определенных налогов. В Литве функционирует модель, при которой запасы формируют импортеры и производители. Но  хранит запасы Агентство по нефтепродуктам. Также стоит отметить, что сейчас в Литве обсуждается возможность перехода к полностью централизованной системе.

В Словакии до 2013 года функционировала централизованная модель, где финансирование экстренных запасов осуществлялось из бюджета. Однако после 2013 года Словакия перешла к новой модели, где государственные запасы были оплатно переданы созданной при участии государства и частого бизнеса структуре. При этом Госрезерв сохранил функцию контроля над экстренными запасами нефти и нефтепродуктов.

Какая из этих моделей. По Вашему мнению, подойдет Украине?

Мы изучаем опыт тех стран, который уже прошли путь, предстоящий Украине. Это делается для того, чтобы избежать ошибок и принять оптимальные для наших условий решения. В данном контексте стоит подчеркнуть, что все-таки в мире наблюдается тенденция по переходу именно к централизованной системе.

Украине больше всего подойдет именно такая модель, поскольку она предусматривает более четкий механизм контроля.

Вместе с тем, с учетом финансовой ситуации, в нашем государстве возможна и смешанная система (государство – частный бизнес), которая практически будет протестирована с определением в будущем более эффективной системы бюджетирования и управления запасами нефти и нефтепродуктов.

Что касается нормативной части, понятно. А как с технической?

Не дожидаясь решения Кабмина, мы уже начали работу по ремонту наших складов. В этом году в сотрудничестве с Минфином мы направим на наши предприятия около 5 млн гривень. Вместе с тем, часть ремонтных работ будет произведена за счет доходов предприятий системы Госрезерва, полученных за услуги по хранению нефтепродуктов, предоставленных бизнесу. Модернизация складов, в свою очередь, требует значительных финансовых ресурсов, и здесь рассматриваются варианты получения внешнего финансирования (техническая помощь Евросоюза), или за счет бюджета Украины. Мы убеждены, что просто обязаны воспользоваться существующей технической базой. Ведь зачем создавать что-то абсолютно новое, если можно с меньшими финансовыми вливаниями модернизировать то, что уже есть?

Общие возможности по хранению запасов светлых нефтепродуктов только в системе Госрезерва составляют около 1 млн т (половина от необходимого – ред.). Кроме того, мы рассматриваем возможность передачи в систему Госрезерва складов других предприятий для увеличения резервуарного парка под топливный запас.

Существуют ли какие-то особенности, которые нужно учитывать при формировании минимального топливного запаса в нашей стране?

Самой острой из существующих проблем является стандартизация топлива в контексте имплементации в украинское законодательство европейских норм. Эта имплементация уже происходит, и мы имеем сейчас своеобразный переходной период. Именно по этим причинам в Украине существует потребность не только выбора модели создания минимальных запасов нефти и нефтепродуктов, но и решения вопроса о том, какое именно топливо запасать. В данном контексте очень важно подойти к тому, чтоб до начала момента, когда произойдет старт фактического накопления запаса, наши технические условия, наши стандарты были к этому готовы. Сегодня Госрезерв обратился в Минэкономразвития с просьбой включения наших представителей в состав Технического комитета по стандартизации продуктов нефтепереработки и нефтехимии (ТК-38) с тем, чтоб наши представители смогли поучаствовать в этом процессе и быть в тренде тех изменений, которые происходят.

Вопрос касаемо условий, необходимых для долгосрочного хранения топлива, является сейчас одним из самых важных. К примеру, возьмем дизтопливо, которое в силу своих химических характеристик храниться наиболее хорошо. Так вот, недавно принятый в Украине стандарт ДСТУ 7678:2015, который разработан на основании евростандарта ЕN 590:2013 допускает добавление в топливо определенного процента биологических добавок (топливо может храниться не более 1 года – ред.), что категорически недопустимо для формирования долгосрочного запаса, планируемого в Украине (на 5 лет — ред). С бензином при добавлении биоэтанола ситуация еще сложнее, поскольку такое топливо может храниться около полугода. Все эти вопросы требуют детального анализа и адекватных решений. И Госрезерв будет участвовать в этих процессах.

Журналисты, да и топ-менеджеры больших энергокомпаний часто задают вопрос по поводу нефтяной части минимального запаса нефти и нефтепродуктов в Украине. Зачем нам сырая нефть в запасе, когда в стране функционирует всего один НПЗ?

Эта номенклатура, если ее правильно разместить, даст возможность оперативно среагировать в критический момент. Надо понимать, что сырая нефть – это хороший актив, которым можно управлять. Его можно передать на переработку, его можно продать с аукциона, выручив деньги на закупку нефтепродуктов. Это первичный ресурс, который сегодня в Украине уже есть и может быть заложен в минимальный запас (читайте – часть технологической нефти «Укртранснефти», которая на данный момент храниться в резервуарах компании) на самых разных условиях. В ноябре 2015 года своим письмом «Укртранснефть» официально заявила Госрезерву о том, что в целом в резервуарных парках компании находится 388,8 тыс. т технологического ресурса из которых 76,4 тыс. т нефти может быть переведено в минимальные запасы. Касаемо другой «спорной» технологической нефти (находится на хранении в резервуарных парках НПЗ группы «Приват» и ее хранение является предметом спора в судах — ред.), ее использование под нужды минимального запаса теоретически возможно. Однако у нас есть четкое понимание, что в условиях, которые на сегодня сложились, это слишком сложный механизм и не очень надежный с учетом того, что мы хотим создать реальный запас.

Также по информации нефтетранспортной госкомпании, у нее имеются технические возможности по хранению ресурса. В перспективе после заполнения технологической нефтью первой очереди нефтепровода «Мозырь-Броды» и «Мичуринск-Кременчуг» в резервуарных парках освободится дополнительно место для хранения нефти из минимального запаса. Таким образом, общий объем резервуарных парков компании, который может быть эксплуатирован под эти цели, может составить 196 тыс. т сырой нефти.

Стоит отметить, что представители «Укртранснефти» активно принимали участие в заседаниях нашей Рабочей группы по формированию минимальных запасов, и мы будет активно и далее взаимодействовать с нашими коллегами в данном вопросе.

Когда же начнется фактическое накопление нефти и нефтепродуктов? Существуют ли какие-либо санкции в случае, если Украина не сможет выполнить обязательство по созданию минимального запаса до 2023 года?

Объективно Украина, и Госрезерв в том числе, имеет все технические возможности, чтобы реализовать проект по созданию минимального запаса нефти и нефтепродуктов к назначенному сроку – 2023 году. Уже начата юридическая – подготовительная часть работы под эти цели, которая может и должна быть завершена до конца текущего года. 2017 год должен стать точкой отчета фактического накопления нефтетопливного запаса для страны.

Если Кабмином будет выбрана централизованная модель создания такого запаса, то в финансовом плане цена вопроса — около 1 млрд долларов. Но самое главное – упорная работа и политическая воля. Самоцелью для нас с вами является создание запасов не на бумаге, а реальных, экономически обоснованных и качественных. В случае если мы эти запасы не создадим, как этого требуют взятые на себя обязательства перед Европейским энергосообществом, пострадает имидж государства. Но главной санкцией станет наш же проигрыш, так как Украине критически нужны эти запасы.

Спасибо за беседу!

 
























  Розробник: Корпорація Софтлайн (Україна)
© Державне агентство резерву України